Общественный транспорт значительно улучшает качество жизни в городских агломерациях, обеспечивая безопасное, эффективное и экономичное обслуживание пассажиров.
Ежегодно администрации городов и городских агломераций ставят перед собой цель повысить качество транспортного обслуживания населения. Согласно Социальному стандарту транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (распоряжение Министерства транспорта Российской Федерации от 31.01.2017 №НА-19-р) (далее – социальный стандарт) установлены показатели качества транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным, межмуниципальным, смежным, межрегиональным и международным маршрутам регулярных перевозок и их нормативные значения.
Качество транспортного обслуживания населения представляет собой интегральную оценку уровня транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок и выражается в совокупности характеристик надежности, доступности и комфортности.
Несмотря на то, что в социальном стандарте содержатся показатели качества транспортного обслуживания населения и их расчетные формулы, на практике зачастую не представляется возможным зафиксировать количественные значения показателей качества транспортного обслуживания.
Для того чтобы повысить качество транспортного обслуживания населения необходимо иметь корректные данные о функционировании транспортного обслуживания в существующем положении. Основываясь на комплексной оценке корректных данных параметров качества транспортного обслуживания, представляется возможным разработать мероприятия по повышению качества транспортного обслуживания, в том числе по оптимизации маршрутной сети и корректировке расписания движения общественного транспорта.
При этом параметры качества транспортного обслуживания населения необходимо мониторить с интервалом не менее чем 4 раза в год непрерывно в течение недели. Данная частота обосновывается изменением сезонности и изменением в течении недели (рабочие и выходные дни). Именно периодический мониторинг параметров качества транспортного обслуживания населения позволит сформировать объективную оценку внедрения мероприятий по повышению качества транспортного обслуживания.
На сегодняшний день имеется нехватка кадров в органах власти, курирующих направление общественного транспорта, в связи с чем отсутствует возможность проведения мониторинга силами сотрудников органов власти. Понимая важность мониторинга параметров качества транспортного обслуживания, ООО «ТраффикДэйта» разработала программное обеспечение, позволяющее мониторить параметры в автоматическом режиме с применением видеоаналитики полученных данных с камер видеонаблюдения.
Суть программного обеспечения по мониторингу параметров качества транспортного обслуживания населения заключается в комплексном подходе по сбору данных о функционировании системы ПТОП (внутренний и внешний), который позволит сформировать матрицу корреспонденций с использованием ПТОП, а также выявить проблемные места как на объектах транспортной инфраструктуры, так и работе маршрутной сети. Под внутренним подходом понимается – мониторинг параметров качества транспортного обслуживания внутри салона подвижного состава. Под внешним подходом понимается – мониторинг параметров качества транспортного обслуживания населения на остановочных пунктах (умная остановка).
Параметры для мониторинга внутри салона подвижного состава:
– соблюдение норм вместимости (чел/кв.м.);
– средняя скорость движения по сегментам улично-дорожной сети;
– пассажиропоток на маршруте (детализировано по остановочно).
Параметры для мониторинга с внешнем инфраструктуры (умной остановки):
– среднее время ожидания на остановке;
– интервал движения ПТОП;
– соблюдение расписания;
– фиксирование «серых» перевозчиков;
– номер маршрута/гаражный номер/ГРЗ;
– время прибытия и отбытия подвижного состава от остановочного пункта;
– накопление пассажиров на остановочном пункте;
– вход/выход пассажиров в подвижной салон (с указанием маршрута).
Программное обеспечение «Мониторинг параметров качества транспортного обслуживания населения с внешней инфраструктуры» позволяет осуществлять расчет параметров как в режиме реального времени, так и обрабатывать видеоматериалы, полученные с остановочных комплексов.